Интервью с программщиком фестиваля CInemambiente Франческо Джиай Виа

Программщик одного из крупнейших «зеленых» фестивалей мира Cinemambiente рассказал о критериях отбора фильмов, о том, почему он не поставит в программу десять фильмов о Фукусиме и, почему российское экологическое кино не показывают на его фестивале.

Кто такой программщик?

Программщик на любом кинофестивале – это большой человек. Он ответственен за программу фестиваля, лицо фестиваля, куда этот фестиваль двигается, а также, косвенно, за зрителей фестиваля и, конечно, же успех всего мероприятия.

Программщик на фестивале «зеленого» кино – это особенный большой человек. Сильный духом – потому что в течение года он должен смотреть множество фильмов, большинство из которых рассказывают и показывают все, что на нашей планете идет не так. Он не теряет надежды – потому что каждый год он умудряется отобрать из всего этого фильмы, которые рассказывают о том, как нашу планету спасти.

Знакомтесь, Cinemambiente

Мы поговорили с программщиком фестиваля экологического кино Cinemambiente в Турине Франческо Джиай Виа. Фестивалю Cinemambiente уже 17 лет. Это один из крупнейших форумов эко-кино в мире, где каждый год, в начале июня, собираются режиссеры-документалисты, экологи, активисты, журналисты, смотрят около сотни отобранных картин и выбирают лучшие.

Франческо, по совместительству, еще и отборщик Туринского Кинофестиваля и Туринского Фестиваля документального кино. Уже много лет он делает так, чтобы зрители воспринимали программу фестиваля – как единое гармоничное целое. Не подозревая, сколько работы за этим стоит.

Нельзя выбрать между формой и содержанием. Фильм «работает», если работают все составные компоненты. Режиссер должен, прежде всего, понять, как рассказать свою историю. И что, в свою очередь, должен понять зритель. Фильм должен «сработать» и идеей, и сценарием, и кадрами… Номинация диктует критерии выбора. Например, на фестивале Чинемамбиенте есть разные номинации – «Лучший полнометражный фильм» и «Лучший фильм 60 минут». Это два разных формата, и вопросы к ним тоже разные.

Отбирать фильмы для фестиваля – это не отбирать фильмы, которые тебе нравятся. Главной темы быть не должно, и это задача отборщика. Конечно, есть темы, которые внезапно становятся популярными. Так, после Фукусимы появилось множество фильмов о Фукусиме. Но у меня другая работа. Я слежу, чтобы главных тем не прослеживалось в итоговой программе фестиваля. Я не могу выбрать десять фильмов о Фукусиме в международный конкурс или десять японских фильмов. Я выбираю десять хороших, лучше – отличных фильмов с разной тематикой, из разных стран. Ведь фестиваль работает как единая структура, через фильмы строится «лицо» фестиваля.

Cinemambiente-team[1] В России по-другому понимают «экологическое кино». Те немногие фильмы, которые приходят из России, чаще всего посвящены природе, но это не совсем наш формат. В Италии, тоже, знаете, «документальное кино» – это, в первую очередь, кино с кабельных каналов о жизни диких животных, а что делать. Я не против природы, но предпочитаю фильмы о проблемах и решениях. Могу сказать, что мне нравится один русский режиссер, Виталий Манский. Я видел пару его работ и запомнил их.

Лучший для меня «зеленый» фильм — это датская лента 2010 года «В бесконечность» («Into enternity»). Фильм, конечно, потрясающий. Один из самых сильных и умных фильмов, которые я когда-либо видел. И с кинематографической точки зрения, в том числе. Идея простая, но в течение фильма становится настолько глубокой и философской, что потом долго не выходит из головы. Да, это прекрасный пример прекрасного фильма.