DOCumentarISTы нашего поколения

Документальные дни «DOCumentsrIST» в Стамбуле.

Документальное кино – не самый популярный жанр в Турции. Здесь смотрят национальные комедии, национальные же сериалы, а фестивальное кино, во главе с Нури Билге Джейланом, оставляют европейским (каннским) зрителям. Аудиторию «другого» кино нужно искать, и задача эта не самая простая. С другой стороны, как доказывает стамбульский фестиваль DOCumentarIST, вознаграждается это с лихвой.

 

«Ужасно хотелось это кому-то показать»

«Офис» фестиваля спрятался в самом центре Стамбула, в Таксиме, шумном, переполненном и беспокойном. Там же разбросаны и залы показов: зал с подушками в галерее современного искусства, двор голландского посольства и французский культурный центр. В этом году в программе – 20 документальных фильмов турецких режиссеров, панорама фильмов из Сирии и Польши, подборка лучших работ Йохана ван дер Кекана, последние фильмы знаменитых режиссеров, умерших в 2014 году (включая оскароносного «В поисках сахарного человека»), а также несколько работ, посвященных трагедии в Соме, где всего месяц назад погибли 300 рабочих. Для относительного небольшого независимого фестиваля документального кино – более чем впечатляющая программа.

Я ждала, пока директор фестиваля Неджит Озмез подпишет дипломы победителям. С густыми кудрявыми седыми волосами он немного напоминал Энштейна, только с маленькими круглыми очками на носу. Но из-за озорного выражения лица все время казалось, что Неджат, как и Энштейн, в любую секунду покажет язык.

Наконец, он принес нам чай и начал вспоминать, как все только начиналось 7 лет назад.

«Я и Эмель Челеби, соорганизатор фестиваля, мы сами режиссеры. Около десяти лет назад нас попросили составить программу для кинофестиваля в Бодруме, был там такой эксперимент. Через пару лет все, правда, закрылось, и мы остались с прекрасной подборкой документальных работ, которую нам, честно говоря, ужасно хотелось кому-то показать. Мы вернулись в Стамбул и организовали, довольно незатейливые тогда, «документальные дни». Все сложилось удивительно удачно тогда. Мы нашли место, нам даже помогло Министерство культуры (правда, только в первый год), нам привезли режиссера. И с тех пор мы так и продолжаем. И знаете, с каждым годом растем все больше и больше».

В команде фестиваля около 20 человек – работают, правда, «из любви к искусству». Плюс около 30 волонтеров на самом событии. Если раньше команда и волонтеры менялись, более или менее, каждый год, то последние пару лет, кажется, все нашли свое место на фестивальных днях.

«Создать сообщество документалистов нашего поколения»

«Мы делаем фестиваль для себя, – честно признается Неджати. – Нам хотелось создать сообщество документалистов нашего поколения, основать платформу для них, контактов, проектов, людей, вдохновения. Поэтому, кроме показов, мы устраиваем воркшопы, встречи, дискуссии, всегда приглашаем много гостей. Да и в выборе фильмов, если я вижу, что это еще не полностью раскрывшийся, но, несомненно, талантливый режиссер, я обязательно возьму его фильм и приглашу на фестиваль».

GeniusVoci_9Haz_520[1]Прием заявок открыт только для турецких фильмов. Иностранные фильмы Неджети отбирает сам на других фестивалях и сам отправляет им запросы. Конкурс на лучший фильм тоже идет только среди турецких работ. Остальная часть программы – панорама. Это новая страна каждый год, это ретроспектива мастеров документального жанра и это ответ на последние события, будь то авария на шахте или Гези протесты.

Как организовать фестиваль во время протестов

«О, в прошлом году наш фестиваль совпал с протестами! – Неджати возбужденно подался вперед. – Открытие вообще пришлось отменить, а показы мы начали только через пару дней после этого. Вся наша команда, да и все наши гости, все были на площади Таксим. В итоге, мы начали показывать фильмы прямо там, и церемонию закрытия тоже провели в парке.

527b6f83992df1089ce9753d[1]
 

И это было что-то потрясающее. Удивительнейший опыт в моей жизни. Столько народу, столько надежды, такая энергия. Наши гости-режиссеры, все что-то снимали из того, что происходит. А знаете, что было смешно. Задолго до того, как начались первые волнения, мы придумали дизайн афиш с газовой маской. Кто бы мог подумать, что мы настолько попадем в точку. Нам никто не верил, правда, что это такое совпадение».

documentarist_2013_01[1]
 

В этом году на фестивале победил фильм про протесты Гези «Любовь изменит мир» молодой женщины режиссера Рейан Туви. Это фильм про то, насколько сблизила людей борьба за парк. Рука об руку в кадре стоят люди, которые до этого нельзя было представить рядом. «Они все хотят немного лучший мир», – говорит режиссер.

«Мы растем все вместе»

«Вы знаете, а зрителей, действительно, становится больше. Многие приходят каждый год. Я узнаю их. А после Гези многие молодые люди разочаровались в массовых медиа и теперь ищут ответа на вопросы в документальном кино. Более того, аудитория становится разборчивой. Она уже знает основные имена, направления, проекты. И это здорово, это означает, что аудитория, вместе с фестивалем, взрослеет». – Неджати улыбнулся и протянул мне на прощание руку. Потом я узнаю, что он – друг и гость многих европейских фестивалей документального кино в Европе и США. Возможно, у него действительно получается сделать то, что он хотел 7 лет назад – объединить между собой тех, кто пытается задокументировать происходящее в мире на пленку.