Вирунга. Когда реальность похожа на голливудский фильм

Фильм «Вирунга» победил уже на 15 фестивалях по всему миру, а открывал фестивалей еще больше. ECOCUP тоже хотел открыться именно им, пока не обнаружил, что фильм уже нашел свой путь в Москву и был показан на Фестивале Научного кино 360. (У этого фестиваля, все-таки, отличная программа 🙂

Возможность ушла, но фильм остался. И мне кажется, о нем стоит сказать несколько слов.

 

Вирунга – самый большой национальный парк Африки. Он раскинулся на территории Конго на склонах шести вулканов, которые по утрам теряются в тумане и облаках. Парк входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО, но также в список объектов, которые находятся под угрозой уничтожения.

В парке, кроме слонов, зебр и антилоп, живут знаменитые гориллы беринга (названные так в честь немца, который застрелил первую из них в 1902 году). Местные работники, ухаживающие за ними, а также бельгийский директор заповедной территории. Все они становятся главными героями триллера-боевика.

А все потому, что под Вирунгой нашли нефть.

Когда я показала фильм своему другу, на котором я обычно тестирую «зрительность» фильмов программы, он, досмотрев фильм до конца с широко открытыми глазами, подозрительно покосился на меня и сказал: «Это ведь просто фильм, это не может быть правдой, да?!» После этого он достал компьютер и стал искать информацию в интернете. Ни один фильм до этого не увлек его так во время просмотра и не заставил его потом проверять факты. Я только тихо улыбалась в углу, про себя поздравляя себя и режиссера фильма. Такое из головы уже не выкинуть.

«Вирунга» рассказывает про настоящую войну, которую устроила британская нефтяная компания SOCO на территории заповедника и вокруг него. Поверить в такое действительно сложно. От простой мысли «если мы перебьем всех горилл, то и парк будет не нужен», до многоступенчатой операции «поднять бунт в соседних городах против сотрудников парка и не забыть снабдить мятежников хорошим оружием». Работник заповедника, который всю жизнь ухаживал за гориллами, теперь носит на работу автомат, чтобы, если что, суметь защитить себя.  А директор парка, вместо биоразнообразия, должен продумывать военные стратегии.

 

Даже трейлер напоминает красивый голливудский фильм из серии «Война миров». Танки, автоматы, вертолеты, мятежи, крики, даже вулканы. Все составляющие отличного сценария. Есть красивая журналистка-шпионка, которая уверена, что парк – это единственная надежда, которая есть у этой части света. И отважный военный, который пришел работать в заповедник, и который смотрит нам прямо в глаза и говорит: «В конечном итоге нас осудят за то, что мы стояли в стороне, пока парк исчезал».

Я верю, что такие фильмы – спасение фестивалей экологического кино, на которые, к сожалению, ходят только те, кто уже знает, делает, надеется. Суть экологического движения – привлечь всех. Быть не меньшинством, которое кричит во весь голос и которое легче не слышать, но большинством, которое может менять, влиять, делать лучше. Такие фильмы могут выйти за пределы небольших кинотеатров и культурных центров, перейти границы небольших встреч экспертов, ученых и экологов.  У таких фильмов есть зритель.

Самый большие сборы за 2014 год принесли голливудские боевики и фантастические фильмы, от «Трансформеров» до «Малефисенты». Нам всем нужны зрелища, но сегодняшний мир предлагает нам такие сюжеты, от которых захватывает дух. Наблюдая за героями и злодеями «Мира 2014» можно плакать и смеяться, влюбляться, злиться и находить вдохновение…

Кстати, фильм «Вирунга» привлек такое внимание к ситуации в Африке, что в июне 2014 года компания SOCO была вынуждена заключить соглашение с WWF об отмене своих операций в национальном парке. Экологи по всему миру праздновали эту новость как Новый Год. А повод, может быть, и не меньший.

p.s. Для Орландо вот Эйнсиеделя – это первый полнометражный фильм. Вдохновляет, правда? 🙂