Рецензия на фильм “Меня зовут Соль”

01Вид и вкус соли привычен всем нам с детства, она есть на каждом обеденном столе, однако знаем ли мы ее историю? Думаю, что дебютный фильм швейцарского режиссера Фариды Пачи «Меня зовут Соль» для многих может стать настоящим откровением. Вдумайтесь: ежегодно тысячи семей в Индии покидают свои дома, чтобы провести восемь месяцев под палящим солнцем пустыни Малый Качский Ранн, добывая белейшие на Земле соляные кристаллы.

Тема, казалось бы, откровенно социальна, однако документальная лента повествует вовсе не о страдании. Она, скорее, о терпении, что подтверждается ее эпиграфом из «Мифа о Сизифе»: «Одной борьбы за вершину достаточно, чтобы заполнить сердце человека».

Зрителю неподготовленному воспринять фильм непросто: съемка ведется едва ли не в режиме реального времени, объяснения и закадровые комментарии полностью отсутствуют. Так что остается одно:  погрузиться в жизнь добытчика соли Санабхаи и его семьи, следить за их неспешным бытом и каждодневным тяжелым трудом – дроблению, топтанию, отмачиванию и прочесыванию соли. После того как соленые индийские озера входят в берега, оставляя километры соляной корки, герои фильма – Санабхаи, его жена Дэвубен, двое их детей и тысячи их соплеменников – отправляются в пустыню и проводят целые дни за топтанием соли. Таким образом добытчики предотвращают ее окаменение. Именно в этот период соляного сезона многие индийцы получают тяжелые травмы и инфекции, так как кристаллы неокаменевшей соли остры, как стекло, а резиновых сапог на всех не хватает. Потом на смену топтанию приходят долгие месяцы прочесывания и отмачивания соли. Работа нечеловечески тяжела, однако выбора у Санабхаи нет: на вырученные от продажи кристаллов деньги его семья будет кормиться до начала следующего сезона.

Каторжный, рабский труд уже неоднократно становился темой документального кино, как, к примеру, в нашумевшей ленте «Невыполненные обещания Apple», однако в фильме Фариды Пачи и Лутца Коннермана акцент сделан не на социальном аспекте изображаемого, а скорее, на отстраненном живописании быта на фоне великих соляных пустынь.

Не социальный и не экологический, не пропагандирующий и не осуждающий, фильм привлекает внимание не сразу, однако потом уже не отпускает. Вечная красота соляных полей, невозможный для посторонних, но традиционный для них самих быт индийских поселенцев, соединение человека и природы в условиях выживания – и ни намека на то, что же хотел сказать автор».

Качество съемки заслуживает отдельного упоминания: за красоту медленного кадра фильм получил многочисленные награды, в том числе приз за лучший полнометражный фильм на фестивалях в Амстердаме, Мадриде и Эдинбурге.

Евгения Кузнецова, журналист, переводчик фильма.