Андрей Рогожин о фильме “У нас в запасе много времени”

На днях Настя Лаукканен попросила меня отрецензировать фильм из конкурсной программы 2016 года «All the Time in the World». «Мне кажется, тебе понравится этот фильм», – сказала Настя. Так что этот текст – трибьют ее интуиции, прежде всего. Разумеется, Настя не знала, что я лично знаком практически со всеми создателями российских экопоселений первой, «перестроечной» волны и был одним из тех, кто снимал об экопоселениях в России еще до того, как эту тему «захватили» создатели «родовых поместий» – поклонники new age fake-бестселлера «Анастасия».

Что сказать? «All the Time in the World» – кино многоплановое, красивое, не выдающееся (пожалуй) – но при этом очень комфортное, не экстремальное совсем. И оно, конечно, не столько про природу (и экологичный образ жизни), сколько про нас самих. «Disconnecting to Reconnect» – «Отключившись, подключиться заново» – гласит девиз проекта.

Суть дела проста: семья канадского сельского врача Сьюзен Крокер – ее муж Джерард Парсонс, три их девочки (десятилетняя Сэм, восьмилетняя Кейт и Тэсс четырех лет), пес Макс (которому, собственно, и посвящен фильм) и две кошки – отправляются на 9 месяцев в девственные леса приполярного Юкона на границе Канады и Аляски, чтобы с осени до весны прожить на берегу реки без городского отопления, электричества, телефона, радио и – даже! – часов.

На протяжении 9 месяцев они снимают друг друга и все, что происходит вокруг. Потом Сьюзен делает из отснятого материала фильм – историю, рассказанную детскими и взрослыми голосами. Это ее режиссерский дебют в полнометражном документальном кино. «Жизнь без часов» (кстати, так называлась киноистория художницы и галериста Марины «Мыши» Перчихиной, в создании которой мы с приятелем принимали участие) – известная йоговская практика. Ну, или практика самопознания. Или трип. Кому как нравится. Кстати, в свое время я сам несколько месяцев прожил так, без часов, уехав за город из Москвы. Так что могу с уверенностью сказать: это работает.

И здесь начинается самое интересное. Сценарий отъезда для жизни на природе всей семьей – типичный для адептов первых (и не только первых) российских экопоселений. Кто хоть раз соприкасался с темой, это знает. Две, три объединившиеся семьи с детьми, две пары и так далее – типичная ситуация. Бог с ними, поселениями – разумеется, через несколько месяцев они распадались. Но и семьи, и пары больше чем в половине случаев не выживали. Потому что, оставшись наедине с собой и природой, в суровых, непривычных условиях, с ответственностью за собственное выживание и без постоянной подпитки внешнего медийного потока, человек оказывается лицом к лицу со своими собственными драконами. Тем не менее, действие фильма мягко и удивительно гармонично. Никаких, по большому счету, драматических, событий в нем не происходит. Люди просто учатся жить, открывая себя. Очень возможно, это потому, что герои отправляются жить в лес, чтобы переосмыслить свою жизнь, на время, а не навсегда.

Еще я бы сказал о том, почему упоминаю английское название фильма (в афише «Экочашки» он заявлен как «У нас очень много времени» – как вы поняли, мне кажется, что это не совсем так). Дело в том, что название фильма – это прямая цитата названия знаменитой композиции Луи Армстронга из второго фильма о Джеймсе Бонде «На службе Ее Королевского Величества»: «We Have All the Time in the World». Тема звучит в финале, когда жена Джеймса Бонда умирает. Удивительно, но спустя три десятилетия эта (казалось бы) грустная тема стала одной из самых популярных музыкальных композиций, исполняемых на свадьбах. И я думаю, это узнаваемое в западной массовой культуре цитирование у Сьюзен Крокер не случайно.

За 2 года с момента выпуска фильм завоевал 20 призов, включая 9 призов зрительских симпатий (Audience Award), а из самого фильма Сьюзен Крокер сделала отличный образовательный проект (о чем можно прочитать на сайте фильма). Линия времени – это ее «последовательное». В 2009 она сменила карьеру сельского семейного медика на карьеру документалиста, и первая ее  короткометражка называлась «Time Lines» J

Школьные просмотры, организуемые теперь Сьюзен – наверное, самое главное. Уж точно, важнее, чем само кино. Многие люди дорого бы дали за такой опыт, но им не позволяют обстоятельства. Например, здесь, в России, я лично знаю людей, которые вот так вот, с детьми, едут на учебный год в детскую деревню Китеж, представляющую собой идеальное современное экопоселение, с западной точки зрения. Кое-кто из них, я точно знаю, будет в зале.

И все-таки – немного критики напоследок. Несмотря на редактуру Кэрри Гэдсби, работавшей с великим Оливером Стоуном, фильм получился скучный и, на мой взгляд, в чем-то совершенно банальный. Я откровенно не советую идти на него тем, кто не готов, сидя в темном зале, полтора часа наблюдать чужую тягуче-размеренную жизнь. Даже не медитацию. Медитация – в кинематографическом смысле слова – здесь, к сожалению, не рядом. И это та причина, по которой лично я, если бы оценивал этот фильм на каком-нибудь фестивале, не дал бы ему ни одного очка.

В каком-то смысле у фильма есть аналоги – причем гораздо более успешные, в том числе, с точки зрения международной табели о рангах. Например, фильмы серии «Счастливые люди» Дмитрия Васюкова. Его «Счастливые люди. Сибирь» – единственный российский фильм о жизни людей в природе, удостоившийся полнометражного римейка в Голливуде. То, что делает Дмитрий, в чем-то напоминает опыт Сьюзен Крокер – а в чем-то оригинально. С камерой в руках, нередко один, Дмитрий уезжает в оторванную от цивилизации российскую глубинку, где год (ровно год, чтобы были все его времена – это принципиально) живет в окружении людей, не знающих другой жизни. Почему бы не пригласить Дмитрия для публичного обсуждения? Минувшей осенью он  завершил годовой цикл съемок своего последнего 4-серийного проекта «Счастливые люди. Алтай» (кстати, побившего рекорд кинематографического краудфандинга в России) и сейчас монтирует в Москве.

Еще одна напрашивающаяся параллель – это драматичная, красивая и по-настоящему медитативная история основательницы знаменитого экопоселения Финдхорн на побережье Атлантического океана в Северной Шотландии Эйлин Кэдди, снятая немецким режиссером Куртом Манном в 1991 году, «Opening Doors Within». Когда-то этот фильм произвел на меня неизгладимое впечатление. Если вы посмотрите «У нас очень много времени» и, как и я, почувствуете, что вам чего-то не хватает, найдите его, пожалуйста!

Сайт фильма «All the Time in the World»: http://allthetimeintheworld.ca/