“В погоне за нулем”: фильм-прививка нулевой терпимости к мифам о переработке мусора

Эксперт Гринпис Александр Цыганков о фильме “В погоне за нулем”.

Став мэром Сан-Франциско в 2011 году, Эдвин Ли оказался заложником обязательств, которые взяли на себя его предшественники. С конца 80-х город последовательно ставил себе все более и более высокие целевые показатели по переработке мусора. К 2020 году, когда закончится второй срок Ли, город должен достичь показателя zero waste – ноль отходов, идущих на свалки или сжигание. Вместо этого все должно идти в переработку или на повторное использование. “Сейчас мы вышли на уровень 78%, но это недостаточно хорошо,” говорит Ли на пресс-конференции, с которой начинается “В погоне за нулем”. Фильм Кристофера Бивера посвящен крайне интересному периоду в жизни Сан-Франциско, периоду, который может повлиять на подход к решению проблемы отходов во всем мире.

Словно рассчитывая, что фильм будут смотреть те, кто полностью погружен в тему, Бивер почти что не дает никакой исторической справки по вопросу, в чем заключается идея zero waste, как она появилась и как проходило ее становление. Много интересного остается за кадром. К примеру, политические баталии вокруг принятия экологической стратегии – когда группа городских экологов подала в начале нулевых на утверждение план с целью “ноль отходов к 2020-му году”, в них не поверили и не разрешили оставить такую формулировку. В итоге им удалось добиться компромисса – им пообещали, что если и когда город сократит объем отправляемых на свалку отходов на 50%, они могут снова подать на утверждение цель “zero waste by 2020”. Или переломный момент в реализации городской программы по мусору – когда было решено отказаться от более сложной системы раздельного сбора и перейти на 3 потока – вторсырье, компост, смешанный мусор – и количество участвующих горожан увеличилось вдвое. Весь путь, который прошел город за 25 лет, сократив объем вывозимых на свалку отходов почти на три четверти, не показан в фильме вообще.

Зато в фильме можно увидеть другой интересный аспект – попытку ответить на вопрос, как за оставшиеся 5 лет – крайне малый срок – Сан-Франциско сможет совершить последний, самый сложный рывок, и вплотную приблизиться к заветной мечте, нулю отходов. В начале фильма сотрудник местного департамента природопользования с диковинной для нас должностью “менеджер по нулю отходов” демонстрирует станцию по сортировке отходов, показывает, как работают различные сепараторы, конвейеры, грохота и прочее оборудование. С помощью дорогой инфраструктуры, множества современных грузовиков, вложений в создание системы удалось достичь таких высоких показателей, о которых говорит мэр – на 78% мусора меньше едет на свалки. Но вот эта оставшаяся последняя четверть мусора – задача посложнее, которая берется не только и не столько инвестициями. Большую часть времени “В погоне за нулем” посвящено людям, которые – с разной степенью эффектности и эффективности – решают мелкие задачи. Сбор просроченных лекарств в аптеках. Работа с мелким бизнесом по экологизации – отказ от токсичных компонентов. Проверка того, насколько правильно люди пользуются баками. Организация раздельного сбора на массовых мероприятиях. Каждая из множества этих мелких задач, в случае решения, будет приближать город к заветной цели.

История борьбы Сан-Франциско против свалок и за переработку мусора так воспета и растиражирована медиа, что хочется обязательно указать на изъяны этого проекта. Тут нужно упомянуть, что собираемое вторсырье не перерабатывается внутри страны, а отправляется в Китай. И что к статистике тоже есть большой вопрос – так недавно выяснилось, что Природнадзор США, возможно, последние годы в 2 раза занижал показатели по объему отходов в стране. А также что такой проект обходится в копеечку жителям города – и если бы не высокие доходы, большой вопрос, как все было бы. Но факт остается фактом – на свалку едет на 78% меньше мусора, чем его образуется в городе.

Оптимистичные тексты о хороших экологических кейсах принято заканчивать фразами вроде “хотелось бы, чтобы этот фильм обязательно увидели чиновники в нашем городе, ведь если они увидят, что такое возможно, то обязательно задумаются и…”. Но очевидно, что во всем этом нет нужды. Извне городского правительства призывы к переходу на переработку звучали множество раз – но пока этим не удавалось добиться сколько нибудь серьезных действий. Сами городские власти тоже стали упоминать о переработке в последнее время – но это лишь дежурное клише, дань моде, декларативное равнение на другие мегаполисы мира. На деле у городских экологов в плане мусора есть полномочия только по информированию, а городские коммунальщики, отвечающие за отходы, усиленно пытаются сохранить уклад прошлого века, когда мусор едет прямиком на свалку.

Несмотря на это, показ фильма в Москве сейчас придется как нельзя кстати – в последнее время власти стали все активнее заигрывать с мусоросжигательными заводами, а также всерьез обсуждать планы по строительству мега-полигонов (при одновременном отказе от раздельного сбора мусора. В поддержку этих идей сейчас делается многое, в частности, снимаются фильмы, выпускаются пресс-релизы. Набор чиновничьих аргументов может в какой-то момент породить в душе горожанина сомнение – а что если они правы? Но “В погоне за нулем” Бивера помогает справиться с этим мороком. “Люди не готовы” – в Сан-Франциско для почти половины жителей города английский является иностранным языком. “У нас нет своих заводов по переработке” – экономика отходов строится на объемах, при больших объемах их можно транспортировать куда угодно. “В квартирах нет места для 5 баков” – 5 и не нужно, сделайте для начала сбор в 2 потока, потом можно будет добавить выделение компоста. “Переработка 10% и сжигание остального это тоже ноль отходов” – да нет же, ноль отходов это ноль отходов, в концепции нет места сжиганию. “У нас нет денег на это” – ну так отрегулируйте тариф, и сделайте его дифференцированным. И далее, и далее, и далее.

В одном из интервью сотрудник Департамента окружающей среды Сан-Франциско вспоминал, как принималось законодательство, закрепившее цель для города “ноль отходов”: “Мой коллега сказал “мы должны выбрать дату”, а мы такие “ну, мы не знаем, когда мы сможем этого достичь”. И тогда он сказал – давайте сделаем это к 2020-му году, и мы согласились”. Такой разговор – когда целеполагание осуществляется так легкомысленно – легко представить себе в любом департаменте нашего города . Но “В погоне за нулем” позволяет увидеть, чем для Сан-Франциско обернулся тот разговор и каковы результаты работы городских экологов. Поэтому после просмотра фильма, в следующий раз, когда услышите очередное обещание или рассказ о начале очередного эксперимента по раздельному сбору мусора, сделайте себе пометку – и не забудьте при случае спросить, какими результатами может похвастаться этот чиновник.