(Эко)-документальное кино на 38-м ММКФ

Завтра в Москве открывается 38-й Московский Международный Кино Фестиваль. Кино-форум будет проходить в течение недели в кинотеатре КАРО Октябрь.

Как всегда, самое интересное для нас – это программа документального кино «Свободная мысль». Она существует в рамках фестиваля с 2006 года, а лучшие документальные фильмы со всего мира отбирают Григорий Либергал, Георгий Молодцов и Сергей Мирошниченко.

Как и каждый год – идти можно хоть на все. Хотя обратите внимание на последние знаменитые экологические фильмы. Мы расскажем про три из них, они уже прошлись по крупным фестивалям (а часто и открывали их), и это прекрасный шанс увидеть их у нас.

 

ЗАВТРА
Режиссер: Сирил Дион, Мелани Лоран (Франция)

livre1

Фильм, который внезапно стал самым популярным документальным фильмом Франции за последние годы. Только на его родине в кинотеатрах его посмотрело больше миллиона человек. Сейчас фильм путешествует по мировым фестивалям (так, он открыл фестиваль Чинемамбиенте в Италии, одновременно в трех залах кинотеатра), а в России его закупил DOC24.

«Завтра» – один из фильмов новой «позитивной волны». Устав от трагических расследований и грустных съемок того, что происходит с планетой, многие режиссеры решили показать, что параллельно с этим существует огромный мир маленьких дел, инициатив, групп и возможных решений. Может быть, все не так плохо?

«Съемочная группа отправляется в 10 стран мира (Франция, Дания, Финляндия, Бельгия, Индия, Великобритания, США, Швейцария, Швеция, Исландия), размышляя о возможной гибели человечества к 2100 году. Экспедиция, возглавляемая Сирилом Дионом и актрисой Мелани Лоран («Бесславные ублюдки»), встречается с пионерами, работающими в сфере сельского хозяйства, энергетики, экономики, демократии, образования. Собрав воедино все эти разнообразные, но уже функционирующие проекты, кинематографисты получили возможность представить, каким может быть общество будущего».

НаградыПремия «Сезар» за лучший документальный фильм

 

БЕГЕМОТ
Режиссер: Чжао Лян (Китай, Франция)

Bei-xi-mo-shou-2015

Чжао Лян снимал «Бегемот» в течение нескольких лет, показывая экологическое отражение «эконмического чуда» Китая. Параллельно со съемками он читал «Божественную комедию». В фильме нет диалогов, зато есть много цитат Данте. Фильм с триумфом был показан на мировых фестивалях, начиная с Венецианского, но в Китае его, довольно ожидаемо, запретили.

В одном из интервью Чжао Лян грустно признавал, что раньше снимал фильмы с надеждой что-то изменить, сделать мир немного лучше. «Но я оглядываюсь назад и спрашиваю себя, смогли ли мои фильмы что-то сделать?». Мы можем только надеяться, что этот фильм – сможет.

«Под лучами солнца божественная красота лугов скоро утонет в копоти шахт. Не выдержав шума и пыли от горных разработок, пастухи уходят в другие места, поскольку пастбища всё равно сокращаются. А тем временем горняки наполняют грузовики углём. В респираторах они напоминают призраков. На сталелитейном заводе другая толпа несчастных живьём горит в аду. Их жизнь проходит в чистилище, только вот рая им не положено.
Документальное, экспериментальное, этнографическое и экзистенциальное эссе, портрет современного Китая, построенного кровью и потом рабочего класса. Мощная кинематографическая притча, в которой перемешаны гигантские машины, уничтоженная природа, шум, умирающие шахтеры и города, в которых никто не живет».

Награды«Золотая огненная птица», МКФ в Гонконге Лучший документальный фильм, кинофестиваль в Стокгольме «Зелёная капля», приз SIGNIS, МКФ в Венеции.

 

КУДА БЫ ЕЩЕ ВТОРГНУТЬСЯ
РежиссерМайкл Мур (США)

MM-WTIN-Hi-RES-POSTER-V3

Новый фильм Майкла Мура, который он снял, по собственным словам, «в тайне», и который уже называют самым смешным в его фильмографии.

Фильм может показаться совсем не эко, тем не менее, он открыл большой фестиваль зеленого документального кино в Южной Корее, и с успехом прошел на Green Fest в Сан-Франциско. Это прекрасно напоминание, что экология и окружающая среда – это не независимые предметы, которые можно брать отдельно от политики, культуры, образования и прав. Всё и все связаны.

«Майкл Мур, выступая в качестве «завоевателя», путешествует по разным странам, чтобы придумать, как бы США решить свои проблемы. Вооружившись камерой и флагом, режиссер изучает норвежские тюрьмы и возглавляемые женщинами исландские банки, пособия работающих по найму в Италии и многое другое. Мур, как всегда, провокативен, уморителен и действует изощренно, когда, обнажая недостатки общества и политиков, предлагает им новые возможности для действия».

НаградыПриз зрительских симпатий на Международном Кинофестивале в Чикаго. Приз зрительских симпатий на Международном Кинофестивале в Хэмптоне.