(Эко)-документальное кино на 38-м ММКФ
Завтра в Москве открывается 38-й Московский Международный Кино Фестиваль. Кино-форум будет проходить в течение недели в кинотеатре КАРО Октябрь.
Как всегда, самое интересное для нас – это программа документального кино «Свободная мысль». Она существует в рамках фестиваля с 2006 года, а лучшие документальные фильмы со всего мира отбирают Григорий Либергал, Георгий Молодцов и Сергей Мирошниченко.
Как и каждый год – идти можно хоть на все. Хотя обратите внимание на последние знаменитые экологические фильмы. Мы расскажем про три из них, они уже прошлись по крупным фестивалям (а часто и открывали их), и это прекрасный шанс увидеть их у нас.
ЗАВТРА
Режиссер: Сирил Дион, Мелани Лоран (Франция)
Фильм, который внезапно стал самым популярным документальным фильмом Франции за последние годы. Только на его родине в кинотеатрах его посмотрело больше миллиона человек. Сейчас фильм путешествует по мировым фестивалям (так, он открыл фестиваль Чинемамбиенте в Италии, одновременно в трех залах кинотеатра), а в России его закупил DOC24.
«Завтра» – один из фильмов новой «позитивной волны». Устав от трагических расследований и грустных съемок того, что происходит с планетой, многие режиссеры решили показать, что параллельно с этим существует огромный мир маленьких дел, инициатив, групп и возможных решений. Может быть, все не так плохо?
«Съемочная группа отправляется в 10 стран мира (Франция, Дания, Финляндия, Бельгия, Индия, Великобритания, США, Швейцария, Швеция, Исландия), размышляя о возможной гибели человечества к 2100 году. Экспедиция, возглавляемая Сирилом Дионом и актрисой Мелани Лоран («Бесславные ублюдки»), встречается с пионерами, работающими в сфере сельского хозяйства, энергетики, экономики, демократии, образования. Собрав воедино все эти разнообразные, но уже функционирующие проекты, кинематографисты получили возможность представить, каким может быть общество будущего».
Награды: Премия «Сезар» за лучший документальный фильм
БЕГЕМОТ
Режиссер: Чжао Лян (Китай, Франция)
Чжао Лян снимал «Бегемот» в течение нескольких лет, показывая экологическое отражение «эконмического чуда» Китая. Параллельно со съемками он читал «Божественную комедию». В фильме нет диалогов, зато есть много цитат Данте. Фильм с триумфом был показан на мировых фестивалях, начиная с Венецианского, но в Китае его, довольно ожидаемо, запретили.
В одном из интервью Чжао Лян грустно признавал, что раньше снимал фильмы с надеждой что-то изменить, сделать мир немного лучше. «Но я оглядываюсь назад и спрашиваю себя, смогли ли мои фильмы что-то сделать?». Мы можем только надеяться, что этот фильм – сможет.
«Под лучами солнца божественная красота лугов скоро утонет в копоти шахт. Не выдержав шума и пыли от горных разработок, пастухи уходят в другие места, поскольку пастбища всё равно сокращаются. А тем временем горняки наполняют грузовики углём. В респираторах они напоминают призраков. На сталелитейном заводе другая толпа несчастных живьём горит в аду. Их жизнь проходит в чистилище, только вот рая им не положено.
Документальное, экспериментальное, этнографическое и экзистенциальное эссе, портрет современного Китая, построенного кровью и потом рабочего класса. Мощная кинематографическая притча, в которой перемешаны гигантские машины, уничтоженная природа, шум, умирающие шахтеры и города, в которых никто не живет».
Награды: «Золотая огненная птица», МКФ в Гонконге Лучший документальный фильм, кинофестиваль в Стокгольме «Зелёная капля», приз SIGNIS, МКФ в Венеции.
КУДА БЫ ЕЩЕ ВТОРГНУТЬСЯ
Режиссер: Майкл Мур (США)
Новый фильм Майкла Мура, который он снял, по собственным словам, «в тайне», и который уже называют самым смешным в его фильмографии.
Фильм может показаться совсем не эко, тем не менее, он открыл большой фестиваль зеленого документального кино в Южной Корее, и с успехом прошел на Green Fest в Сан-Франциско. Это прекрасно напоминание, что экология и окружающая среда – это не независимые предметы, которые можно брать отдельно от политики, культуры, образования и прав. Всё и все связаны.
«Майкл Мур, выступая в качестве «завоевателя», путешествует по разным странам, чтобы придумать, как бы США решить свои проблемы. Вооружившись камерой и флагом, режиссер изучает норвежские тюрьмы и возглавляемые женщинами исландские банки, пособия работающих по найму в Италии и многое другое. Мур, как всегда, провокативен, уморителен и действует изощренно, когда, обнажая недостатки общества и политиков, предлагает им новые возможности для действия».
Награды: Приз зрительских симпатий на Международном Кинофестивале в Чикаго. Приз зрительских симпатий на Международном Кинофестивале в Хэмптоне.