«Исповедь экопирата» (фестиваль «Делай Фильм»)

«Исповедь экопирата» – фильм про, наверное, самого известного и обсуждаемого активиста на Западе. Журнал Time назвал Пола Уотсона «экологическим героем XX века», а Greenpeace исключил из Совета директоров, посчитав, что его методы прямого действия противоречат стратегии ненасилия. Он получил премию бывшего президента США Джорджа Буша за волонтерство, а его «Общество охраны морской фауны» заняло первое место в докладе «Угроза экотерроризма», подготовленном ФБР для Конгресса США. Animal Planet делал с ним еженедельную программу о борьбе с браконьерами, а мультсериал South Park высмеивал Уотсона за нее. Далай-лама дарил ему статуэтку божества Хаягрива, хваля за решительность при преодолении препятствий, а главный борец с японским китобойным промыслом, министр по охране окружающей среды Австралии Ян Кэмпбелл публично умолял Пола Уотсона прекратить свою кампанию из-за вреда делу защиты китов.

Режиссер фильма Питер Джей Браун – друг и многолетний соратник Пола Уотсона. Это позволяет зрителю посмотреть на самые известные кампании активистов изнутри. И узнать, что активисты сами думают про огромное общественное внимание к их деятельности и критику в их адрес.

Самая сильная сторона деятельности Пола Уотсона с сотоварищами – работа со СМИ и пиар. Их акции выделяются в потоке ежедневных новостей яркими, запоминающимися образами. Как признаются в фильме активисты, они стараются «разрывать шаблоны через СМИ». Для чего забрасывают китобойные суда бутылками с резко пахнущей масляной кислотой, идут на абордаж и, даже, таран, приводящий к подтоплению судов. За это активистов и критикуют. Их часто обвиняют, что на публике преувеличивают свой вклад в разрешение экологических проблем, что манипулируют СМИ и за избыточную агрессивность акций. Фильм показывает: часть критики не безосновательна. Мы видим людей, которым свойственно человеческое желание выглядеть чуть лучше, чем они есть на самом деле, в глазах журналистов и в своих собственных. В одном из эпизодов фильма активисты чуть ли не режиссируют съемки фоторепортеров, оправдываясь перед зрителями, что лишь помогают журналистам «состряпать свои истории». И активисты сами говорят, что не видят ничего позитивного в утоплении судов браконьеров: такое ставит под угрозы человеческие жизни, да и многотонная железяка на дне со всеми своими горюче-смазочными материалами — это новая экологическая проблема, которую никто не хочет создавать.

Но если говорить предметно и по существу, то такая критика чаще всего оказывается дутой спекуляцией. Факт в том, что активисты «Общества охраны морской фауны» действуют в серой зоне земного шара. За пределами территориальных вод, в открытом море, где уже не действует суверенитет прибрежных государств. Там, где национальные государства и международное сообщество не могут или не желают осуществлять правосудие. А их оппоненты — циничные браконьеры, постоянно лгущие за глаза и готовые в любой момент развернуть масштабную коммерческую деятельность, которая может приводить к уничтожению целых видов животных. У них нет совести и часто кроме судна вообще ничего нет, за что можно было б ухватиться. Многие активисты в таких ситуациях были бы рады влиять на злодеев исключительно методами социального диалога, но такое просто невозможно. Обычное дело для мирового судоходства: компания зарегистрирована в одной стране, судно ходит под флагом второй страны, а экипаж на него нанят из третьей. Тут нужно потратить прорву времени, чтобы только понять, по законам какой страны нужно действовать, куда ехать для проведения манифестаций перед окнами офисов компании, в суд какой юрисдикции обращаться. А пока будешь возиться с юридическими бумажками — браконьеры поднимут якорь и быстренько сбегут. Потому Пол Уотсон предпочитает не медлить, а действовать. В фильме есть примечательный эпизод. Государевы слуги при поддержке военных высаживаются на судне, совершающих по их мнению правонарушение, чеканными формулировками, долго и с пафосом дословно зачитывают морякам требования законов, чтобы после… развернуться и отправится восвояси! Разве правильно в таких ситуациях отказывать в поддержке, осуждать активистов, которые часто оказываются единственными, кто борется с браконьерами? Наверное, нет.

confessionsfilm2

Тем, кто сочувствует экологам, пожалуй стоит фокусироваться на другом вопросе. Активизм по сути своей — это «заплывать за буйки», преодолевать нормы, если уж не законодательные, то общественных представлений. Так в чем же конечная цель деятельности Пола Уотсона с товарищами? Для чего активисты «встряхивают» общество, для чего привлекают внимание к несправедливости? Если для того, чтобы менять представления общества, подталкивать определиться по злободневным вопросам, доносить что-то важное для других людей и находить новых сторонников, то это одно. Такое называется добиваться общественного блага. Но ведь бывает и по-другому. Подчас горячие головы ударяются в активизм исключительно ради эмоций, ради самолюбования перед камерами, ради экшена и угара (как признается один из героев фильма перед отправкой в очередную кампанию: «мне нужен был заряд адреналина от хорошего конфликта»). Готовность силой отстаивать свою правоту — не всегда признак храбрости. Часто, наоборот, за этим стоит внутренняя слабость, которая не дает спокойно и терпеливо разъяснять окружающим свои аргументы. Люди разные и «зоны комфорта» у них разные. Кому-то ближе офис, а потому такие активисты уходят в общественные организации, чтобы организовывать бесконечные сборы подписей, писать замечания на законопроекты и возиться с документами. А кто-то не может обуздать бурлящую внутри энергию — и таким активистам проще бросаться на оппонентов с кулаками.

После просмотра фильма на вопрос о том, к чему приводит деятельность Пола Уотсона, стоит ли его хвалить или ругать, однозначно ответить нельзя. Каждый зритель решит для себя сам. С одной стороны, у «Общество охраны морской фауны» есть победы, которые никто не может отрицать. С другой, у внимательного зрителя определенно возникнут вопросы к некоторым моментам фильма. Например, озадачивают постоянные уколы активистов в адрес других зоозащитников. Конечно, Пол Уотсон не обязан любить Greenpeace: у него какая-то своя, сложная история личных отношений с этой организацией. И никто любить Greenpeace не обязан. Но почему его товарищи также посмеиваются над знаменитостями, любящими фотографироваться с тюленчиками? Ведь в тоже самое время «Общество охраны морской фауны» с готовностью принимают пожертвования на свою деятельность из рук тех же знаменитостей. Также странно, что активисты с пренебрежением высказываются об обычных людях, которые выходят на мирные зоозащитные манифестации. Разве так стоит относится к своим потенциальным сторонникам и союзникам? Вряд ли.

Фильм трудно представить на Ecocup Film Festival, это, что называется «не формат»: в нем меньше про экологию и больше про чистый активизм. Однако если у вас были сомнения посетить ли фестиваль активистского кино «Делай Фильм», то отложите все дела. Идите в субботу, 22 апреля на показ «Исповедь экопирата» в 21:30, который пройдет по адресу: г. Москва, ул Новодмитровская, 1, стр. 4, «Хлебозавод 9» (м. Дмитровская). Где вы еще увидите, как регулярно оставляют в дураках полицейских и, даже, военных разных стран (за исключением только ВМФ России!). Да и, в конце концов, можете не сомневаться, что у мастеров пиара и работы со СМИ фильм вышел сочный. Полтора часа пролетят весело, энергично и незаметно.

Сергей Решетин, член команды Ecocup.